Портал Проектория - ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ПРОЕКТОРИЯ» Проводится по распоряжению Президента РФ с 2013 года (ранее – «Будущие интеллектуальные лидеры России»). Эксперты крупнейших российских компаний и вузов, лучшие педагоги страны и мотивированные школьники объединятся, чтобы вместе ответить на вызовы современного мира. В рамках Всероссийского форума «ПроеКТОриЯ» также пройдут отдельные мероприятия конкурса «Большая перемена».
Портал Билет в будущее — это проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов. Мы не выбираем профессию, а учим, как выбирать. В современном мире профессии очень быстро меняются, появляются новые. Для выбора профессии в меняющемся мире мало знать, какие профессии существуют. Важно уметь выбирать свой путь. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения.
«Шоу профессий» (https://шоупрофессий.рф) – проект ранней профессиональной ориентации школьников. Главные цели проекта, запущенного в 2020 году, рассказать о востребованных рабочих профессиях современно, наглядно, интересно, и дать учащимся средних и старших классов ответ на вопрос «Кем стать?» и «Куда пойти учиться?».
Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.
В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:
- Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям;
- Понимание значения труда в жизни человека;
- Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями;
- Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
- развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены пока небогатым жизненным опытом. Первые профессии, о которых узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, учитель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса. Ребенок систематически наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией.
Уже с 1класса каждый классный руководитель начинает знакомить учащихся с профессиями взрослых, которые работают в школе. В таком предмете как окружающий мир предусмотрена экскурсия по школе, в ходе которой ребята знакомятся с профессией медицинского работника, библиотекаря, повара, обслуживающего персонала.
Формы и методы профориентационной работы.
Основной формой работы является проведение самого профориентационного занятия.
Классные мероприятия:
- Классный час «Профессии наших родителей».
- Беседа «Кем я хочу стать?».
- Театрализованное представление «Горячий хлеб».
- Проводились встречи с родителями учащихся, которые в беседе рассказывали о своей профессии, а со стороны детей задавалось много интересующих их вопросов.
- «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией»,
- «Вспомни как можно больше слов на букву С, связанных с данной профессией»
- Конкурс поделок «Золотые руки бабушки (дедушки)».
- Конкурс рисунков «Профессии наших мам и пап».
- «Что? Где? Когда?»,
- «Поле чудес»,
- «Угадай профессию по жестам»,
Внеклассные мероприятий:
- «Все профессии важны»,
- «Ярмарка профессий»,
- «Мир профессий».
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
- На уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.
- Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Практически каждую тему урока можно связать с профессией. Например, в рамках изучения темы «Охрана природы» можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей нашего округа. В проекте "Кто нас защищает" ребята рассказывали о профессиях людей, работающих в вооруженных силах РФ, работающих на скорой помощи, в полиции и даже о людях, которые работают в газовой и лифтовой службах; в проекте «Богатства, отданные людям» ребята рассказывали о знаменитых людях различных профессий (спортсмены, скульпторы, художники, композиторы, поэты, ученые, космонавты и т.д).
- На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: детям выдаются карточки с различными названиями профессий, после чего они должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.). На уроках русского языка при изучении словарных слов: футбол, космос, корабль, хоккей и др. (3 класс), почтальон, библиотека, ракета, компьютер и др. (4 класс) ученики тоже знакомятся с различными видами профессий.
- Большая профориентационная работа ведется на уроках ИЗО (ребята на уроке узнают и пробуют свои силы в таких профессиях как художник-оформитель, дизайнер, скульптор, декоратор);
- На уроках МУЗЫКИ пробуют свои силы в роли поэтов, композиторов, дирижеров и сценаристов);
- На уроках ТЕХНОЛОГИИ дети перевоплощаются в строителей, машинистов, архитекторов и даже рекламных агентов.
Так же дополнительными структурными элементами могут быть:
- По средства занятий в кружках и секциях дополнительного образования.
- Организация экскурсий на предприятия города.
Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию.
Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и целенаправленной и самое главное интересная детям.